Ситуационные центры

Создание систем поддержки принятия решений «Ситуационный центр»

Современное общество выдвигает новые требования к принятию управленческих решений во многих сферах от государственных служб до бизнеса и это все больше напоминает управление кризисными ситуациями

Возникает потребность делегирования части интеллектуальной рутинной работы советникам-экспертам. Поэтому эффективность управленческих решений зависит от квалификации персонала, а также четкой корпоративной практики, позволяющей эффективно управлять коллективными знаниями. Подобный подход позволяет грамотно использовать информационное пространство и оперативно реагировать на возникающие ситуации.

Ситуационные центры предназначены для решения сложных проблем, каждая из которых характеризуется совокупностью десятков и сотен взаимоувязанных факторов, которые могут быть одновременно политическими, экономическими, социальными, научно-технологическими, техническими, природными и т.д. Для решения проблем нужна достоверная и оперативная информация. Частью информации владеет руководство, частью - специалисты и внешние эксперты, часть информации считывается с технических средств мониторинга, еще часть—отражена в государственных и коммерческих информационных ресурсах, а некоторая информация недоступна или недостоверна. Вместе с тем проблемы должны быть решены, причем некоторые—незамедлительно.

Ситуационный центр (СЦ) может быть определен как организационно-технический комплекс, основу которого составляют информационное и программное обеспечение поддержки управленческих решений на основе комплексного мониторинга факторов влияния на развитие происходящих процессов.

Целью создания Ситуационного центра является повышение эффективности и качества управленческих решений, предотвращение и устранение кризисных и чрезвычайных ситуаций. На его основе может быть обеспечена информационно-аналитическая поддержка процедур и процессов, позволяющих оперативно анализировать, моделировать, прогнозировать сценарии развития ситуации и динамично вырабатывать эффективные решения. Современные системы позволяют принимать, обрабатывать, хранить большие объемы информации, приходящей из различных источников, а главное представлять ее с помощью системы визуализации в виде многооконного интерфейса, что позволяет полномасштабно, оперативно и объективно оценить сложившуюся обстановку.

Основным элементом системы визуализации (отображения информации) является экран коллективного пользования, позволяющий создать единый информационный язык для лиц, работающих в ситуационном центре. Этот элемент системы так же позволяет выполнять спектр задач не связанных с принятием оперативных решений, но тем не менее очень важных как для политических, так и для экономических процессов, например, работать в повседневном режиме обеспечивая информационное обеспечение руководства и мониторинг основных показателей, либо работать по сценарию презентационных мероприятий ( демонстрация информационных материалов акционерам, инвесторам, VIP персонам), работать по сценарию поддержки плановых и оперативных совещаний, экспертно-аналитического и справочного обеспечения.

Традиционно считается, что типовой ситуационный центр —это специальное помещение, оснащенное каналами поступления информации, средствами ее обработки и, главное, дорогостоящими средствами отображения. В действительности, основным компонентом любого ситуационного центра является команда специалистов. Именно от них в первую очередь зависит, насколько эффективно будет способствовать СЦ принятию грамотных решений. Обычно принятие решений в ситуационных центрах осуществляется в следующей последовательности: на первом этапе производится мониторинг состояния объекта управления и прогнозирование развития ситуации на основе анализа поступающей информации; затем моделирование последствий управленческих решений на базе использования информационно-аналитических систем и экспертная оценка вариантов принимаемых решений и их оптимизация; и, наконец, принятие решения в виде осуществления выбора цели из спектра будущих состояний и формирования плана достижения этой цели. Создание ситуационных центров становится важной задачей государственного управления и крупных коммерческих структур, поскольку позволяет обеспечить руководителей оперативной информацией, а также гарантирует постоянный мониторинг важных показателей.

ПРИМЕРЫ:

СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Совместно с компанией «GeoLook платформа» мы реализовали проекты систем спутникового мониторинга. Позволяющие вести контроль и мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, растениеводства, охотничьих угодий, рыбопромысловых участков, лесного фонда и охраны окружающей среды, лесопожарной безопасности, инфраструктуры ЖКХ, безопасности проведения масштабных мероприятий, долевого строительства, кризисными ситуациями.

Центр мониторинга позволяет наблюдать за каждым полем на территории края. Причем, наблюдение ведется комплексно: кто и сколько внес удобрений, какая техника работает в поле, соблюдается ли севооборот, как ведется работа по сохранности плодородия почв. Спутники могут даже ответить на вопрос, где и какая культура будет лучше расти.

СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

В сфере информатизации процессов обеспечения безопасности для подготовки и проведения XXII зимних олимпийских игр и XI зимних паралимпийским игр 2014 года в г. Сочи был создан программно-технический комплекс интеграции систем видеонаблюдения и информационно-аналитических систем для информационного обеспечения деятельности Ситуационного центра главы администрации (губернатора) Краснодарского края. Созданный ПТК заложил основу информационного обеспечения ситуационного центра главы администрации (губернатора). Ситуационный центр предназначен для повышения безопасности населения Краснодарского края и снижения социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий путем создания технических и технологических условий для повышения обоснованности, качества и скорости принятия управленческих решений.

Характерными особенностями использования ситуационных центров для поддержки государственного управления в настоящее время являются:

значительное повышение заинтересованности руководителей государственной власти в применении ситуационных центров; наличие опытного и профессионального корпуса специалистов, поддерживающих создание и актуализацию большего объема информационных ресурсов и осуществляющих эксплуатацию программно-технических средств и средств телекоммуникаций;

расширение функциональных возможностей Ситуационного центра, комплексное использование информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять аналитическую обработку и представление разнородной информации, обеспечивать удаленный доступ к информационным ресурсам и устойчивую видеосвязь.

Поддержка функционирования ситуационных центров реализуется с использованием комплекса разработанных информационно-аналитических систем (ИАС). На их базе осуществляются разработка сценариев и поддержка мероприятий, проводимых в ситуационных центрах в режимах плановых и оперативных совещаний, экспертно-аналитического и справочного обеспечения.